Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей

119049 Москва, ул. Донская, д. 9, стр.1, телефон (499)237-5349



Поиск 

Афиша





АНОНСЫ
новости Музея, факты события, мероприя- тия, происшествия исторические обстоя- тельства, подробно- сти случаи, вечера, встречи в Музее, новости, обновления сайта     Хроника

Жизнь музейная

Главная
О ком наш музей
Лекции и экскурсии
Заказ экскурсий
Интерактивная экскурсия
Кинозал
Библиотека
Книга отзывов
Помощь Музею
Контакты


Сегодня
15
октября
2018

"...Рос­сий­ский мужи­чок, вы­рвав­шись из де­рев­ни смо­ло­ду, на­чи­на­ет ско­ла­чи­вать свое бла­го­по­лу­чие бу­ду­ще­го куп­ца или про­мыш­лен­ни­ка в Мос­кве. Он тор­гу­ет сбит­нем на Хит­ро­вом рын­ке, про­да­ет пи­рож­ки на лот­ках, льет ко­ноп­ля­ное ма­сло на гре­чиш­ни­ки, ве­се­ло вы­кри­ки­ва­ет свой то­ва­риш­ко и ко­сым глаз­ком хит­ро на­блю­да­ет за стеж­ка­ми жиз­ни, как и что за­ши­то и что к че­му как при­ши­то. Не­ка­зис­та жизнь для не­го. Он сам за­час­тую но­чу­ет с бро­дя­га­ми на том же Хит­ро­вом рын­ке или на Прес­не, он ест тре­бу­ху в де­ше­вом трак­ти­ре, впри­ку­соч­ку пьет ча­ёк с чер­ным хле­бом. Мерз­нет, го­ло­да­ет, но всег­да ве­сел, не роп­щет и на­де­ет­ся на бу­ду­щее. Его не сму­ща­ет, ка­ким то­ва­ром ему при­хо­дит­ся тор­го­вать, тор­гуя раз­ным. Се­год­ня ико­на­ми, зав­тра чул­ка­ми, пос­ле­зав­тра ян­та­рем, а то и кни­жеч­ка­ми. Та­ким об­ра­зом он де­ла­ет­ся "эко­но­мис­том". А там, глядь, у не­го уже и ла­воч­ка или за­во­дик. А по­том, по­ди, он уже 1-й гиль­дии ку­пец. По­до­жди­те - его стар­ший сы­нок пер­вый по­ку­па­ет Го­ге­нов, пер­вый по­ку­па­ет Пи­кас­со, пер­вый ве­зет в Мос­кву Ма­тис­са. А мы, про­све­щен­ные, смот­рим со сквер­но ра­зи­ну­ты­ми рта­ми на всех не­по­нят­ных еще нам Ма­тис­сов, Ма­не и Ре­нуа­ров и гну­са­во-кри­ти­чес­ки го­во­рим: "Са­мо­дур..." А са­мо­ду­ры тем вре­ме­нем по­ти­хо­неч­ку на­ко­пи­ли чу­дес­ные со­кро­ви­ща ис­кус­ства, со­зда­ли га­ле­реи, му­зеи, пер­во­клас­сные те­ат­ры, на­стро­или боль­ниц и при­ю­тов на всю Мос­кву..."

Ф.И. Шаляпин

Вчера (07 июня) 8 июня Завтра (09 июня)


315 лет государственной социальной защите в России

В рай входят святой милостыней

     Помощь обездоленным и нуждающимся в поддержке существовала всегда: с момента, когда, собственно, возникло расслоение населения и условное разделение его по группам. На Руси общественная благотворительность, послужившая основой для становления системы социальной помощи, существовала еще в домонгольский период. Упоминания о кормлении нищих можно найти в русских летописях. Князья, духовенство и лучшие люди земли, находясь под влиянием недавно воспринятого христианства, охотно поучались заповедям, главные из которых - любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Позже функцию помощи нуждающимся государство взяло на себя.

     8 июня в России отмечается День социального работника. Соответствующий Указ был подписан Президентом России в октябре 2000 года.

     На этот день выбор пал не случайно. Именно 8 июня в 1701 году Петром I принимается Указ «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых», положивший начало созданию государственной системы социальной защиты. По указу Петра «для десяти человек больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил». Впрочем, «корни» социальной защиты уходят в более ранние эпохи.

     «В рай входят святой милостыней», - говаривали в старину. Или «нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Однако бесконтрольное подаяние, называемое в народе «слепней», стало одним из факторов возникновения профессионального нищенства.

     В период становления Московской государственности намечаются первые попытки регламентации в призрении нищих. Так, собранный Иоанном Грозным Стоглавый Собор (1551 год) констатировал страшное развитие нищенства и рекомендовал: «да повелит благочестивый царь всех прокаженных и престаревших описати по всем градам опроче здравых строев, да в коемуждо граде устроите богадельни мужския и женския…» Что же касается здоровых, то они «питалися бы по дворам ходячи от боголюбцев, якоже и до днесь, а которые возмогут работати и они бы страды подлежали». Таким образом, впервые были определены категории нуждающихся, для каждой из которых устанавливались свои виды помощи. Это уже не просто раздача милостыни, а наметки системы социальной помощи: призрение в богадельнях, пособие (собирание по домам) и предоставление добровольных, а может быть, и принудительных работ.

     Постепенно призрение стало частью государственной внутренней политики, которая окончательно сложилась в период правления Петра I. В 1700 году Император пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных и о необходимости «старым зело и увечным кормовщикам, а также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти, да недорослям малым до указанной меры в полы прежних их окладов, а молодым и здоровым кормовых денег не давать...»

     В 1706 году митрополитом Иовом близ Новгорода был основан первый приют для «зазорных» (незаконнорожденных) детей. Император, сочувствующий этому учреждению, немедленно определил доходы на его содержание с нескольких монастырских вотчин. Позже он повелел учредить в городах госпитали для незаконнорожденных, а затем и общие сиротские дома. В 1715 году, не видя особой ревности в исполнении своих распоряжений, Петр вторично приказывает строить в Москве в церковных оградах каменные госпитали, а в других городах деревянные, а также «объявить указ, чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно, чрез какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно». За умерщвление же незаконнорожденных Государь грозил смертной казнью. При этом постановлялось, что когда дети вырастут, то мальчиков отдавали бы в учение к какому-нибудь мастеру, а девочек помещали к кому-нибудь в услужение и, конечно, если предоставлялся случай, выдавали замуж.

     Число принимаемых младенцев чрезвычайно возрастало, так что в 1724 году в одной Московской губернской канцелярии их находилось уже 865 человек в возрасте не свыше восьми лет. Кормлением грудных младенцев занималось 218 кормилиц. В это же время в Москве насчитывалось 90 богаделен мужских и женских, в них состояло 4000 нищих, в числе которых сильно преобладали женщины. На жалованье нищих ежегодно уходило 12 000 рублей, но кроме этого, в богадельнях проживало без жалования 207 прибыльных нищих.

     С 1775 года социальная помощь в России переходит в ведомство Приказа общественного призрения. В Томске такой Приказ был образован в 1805 году, сразу же после учреждения Томской губернии. Тогда же в нашем городе была основана и первая государственная богадельня для увечных, престарелых и не имеющих пропитания отставных чиновников, солдат и их вдов. До этого времени благотворительность в Сибирских Афинах носила случайный характер и выражалась в основном в подаче милостыни.

     В конце XIX века в томской богадельне призревалось 40 человек. Женщины вязали и шили, мужчины по дряхлости ничем не занимались. Попасть в богадельню можно было только в порядке очереди, в случае смерти кого-то из прежних жителей. При этом нужно было подать заявление о принятии на имя губернатора.

     Особым видом общественного призрения в этот период были детские приюты. В Томске их насчитывалось несколько: Мариинский, братьев Королевых, Пушниковский, Татьянинский, Владимирский (городской). По ведомству общественного призрения к ним примыкал и родильный дом. В старейшем Мариинском сиропитательном приюте для подкидышей содержалось 123 ребенка, у братьев Королевых – 44 мальчика, в Татьянинском – 18 детей, в городском – 45 мальчиков и 45 девочек.

     Уход за тяжелобольными осуществляли сестры милосердия, которые содержались за счет средств местного Управления общества Красного Креста (добровольные общества помощи военнопленным, больным и раненым воинам в России стали создаваться с 60-х годов XIX века, в Сибири появились чуть позже).

     Социальную помощь осуществляла и церковь. По инициативе архиепископа Макария в губернии при монастырях создавались Дома Трудолюбия. Имелись у церкви и свои богадельни, бесплатные столовые.

     К 1910 году в Томске были созданы районные участковые попечительства о бедных: Верхне-Еланское, Заисточное, Уржатское, Мухинобугорское, Болотное, Песочное, Воскресенское, Заозерное и Петровское. По отчетам 1912 года они оказали материальную и иную помощь 1124 жителям.

     В этот период существовали также частные и общественные организации для оказания помощи нуждающимся: «Патронат» – для лиц, отбывших уголовное наказание, «Общество защиты женщин», Общество «Ясли» - дневной приют для детей, чьи родители весь день проводили на отхожей работе, и для детей безработных. Существовали также и ночлежные дома.

     Благотворительные общества содержали дешевые столовые для бедноты, а позже для студентов. Финансирование такой помощи осуществлялось за счет благотворительных взносов, пожертвований и капитала учредителей (купцы и предприниматели Асташевы, Цибульские, Королевы, Кухтерины, Вильянов, Попов и другие).

     После Октябрьской революции одни функции общественной и частной благотворительности были забыты, другие взяло на себя государство. Комиссариат, а затем и министерство социального обеспечения проводили централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. Так, 31 декабря 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР выпустил Декрет «О социальном обеспечении трудящихся». Согласно этому документу, трудящимся гарантировались медицинская помощь и социальное обеспечение в случае временной или постоянной нетрудоспособности, а также утраты средств к существованию вследствие безработицы. Положением устанавливались пособия при временной нетрудоспособности, пенсии по старости, инвалидности, пособия беременным и роженицам, пособия на погребение, натуральная помощь. При этом в основу социального обеспечения был заложен страховой принцип – средства на указанные пособия и выплаты складывались из отчислений работодателей. С этого Декрета начался другой этап социальной помощи в России, который стал точкой отсчета для новой истории социальной работы.

Надежда Белоус
ТОМСК magazine № 2 (27) май 2008
Зонд-реклама
 

Copyright © Учреждение "Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей"
Powered by Вадим Третьяков