Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей

119049 Москва, ул. Донская, д. 9, стр.1, телефон (499)237-5349



Поиск 
Контакты | Книга отзывов | Помощь Музею 

Афиша





АНОНСЫ
новости Музея, факты события, мероприя- тия, происшествия исторические обстоя- тельства, подробно- сти случаи, вечера, встречи в Музее, новости, обновления сайта     Хроника

Жизнь музейная

Главная
О ком наш музей
Посетителям
Что о нас пишут
Кинозал
Библиотека


Сегодня
16
декабря
2017

115 лет со дня рождения генерала Н.Ф. Ватутина

"...Рос­сий­ский мужи­чок, вы­рвав­шись из де­рев­ни смо­ло­ду, на­чи­на­ет ско­ла­чи­вать свое бла­го­по­лу­чие бу­ду­ще­го куп­ца или про­мыш­лен­ни­ка в Мос­кве. Он тор­гу­ет сбит­нем на Хит­ро­вом рын­ке, про­да­ет пи­рож­ки на лот­ках, льет ко­ноп­ля­ное ма­сло на гре­чиш­ни­ки, ве­се­ло вы­кри­ки­ва­ет свой то­ва­риш­ко и ко­сым глаз­ком хит­ро на­блю­да­ет за стеж­ка­ми жиз­ни, как и что за­ши­то и что к че­му как при­ши­то. Не­ка­зис­та жизнь для не­го. Он сам за­час­тую но­чу­ет с бро­дя­га­ми на том же Хит­ро­вом рын­ке или на Прес­не, он ест тре­бу­ху в де­ше­вом трак­ти­ре, впри­ку­соч­ку пьет ча­ёк с чер­ным хле­бом. Мерз­нет, го­ло­да­ет, но всег­да ве­сел, не роп­щет и на­де­ет­ся на бу­ду­щее. Его не сму­ща­ет, ка­ким то­ва­ром ему при­хо­дит­ся тор­го­вать, тор­гуя раз­ным. Се­год­ня ико­на­ми, зав­тра чул­ка­ми, пос­ле­зав­тра ян­та­рем, а то и кни­жеч­ка­ми. Та­ким об­ра­зом он де­ла­ет­ся "эко­но­мис­том". А там, глядь, у не­го уже и ла­воч­ка или за­во­дик. А по­том, по­ди, он уже 1-й гиль­дии ку­пец. По­до­жди­те - его стар­ший сы­нок пер­вый по­ку­па­ет Го­ге­нов, пер­вый по­ку­па­ет Пи­кас­со, пер­вый ве­зет в Мос­кву Ма­тис­са. А мы, про­све­щен­ные, смот­рим со сквер­но ра­зи­ну­ты­ми рта­ми на всех не­по­нят­ных еще нам Ма­тис­сов, Ма­не и Ре­нуа­ров и гну­са­во-кри­ти­чес­ки го­во­рим: "Са­мо­дур..." А са­мо­ду­ры тем вре­ме­нем по­ти­хо­неч­ку на­ко­пи­ли чу­дес­ные со­кро­ви­ща ис­кус­ства, со­зда­ли га­ле­реи, му­зеи, пер­во­клас­сные те­ат­ры, на­стро­или боль­ниц и при­ю­тов на всю Мос­кву..."

Ф.И. Шаляпин

21 мая 1998 г.

Интервью Льва Краснопевцева газете «Культура»: "К нам приходят будущие экспонаты"

Лев Краснопевцев:

"К нам приходят будущие экспонаты"

Лев Николаевич Краснопевцев оздоравливает историю. Он - хранитель Музея российских меценатов и благотворителей (ул. Донская, 9). Несмотря на мизерную экспозиционную площадь, этот музей - одно из самых мобильных культурных учреждений столицы. Речь не только об идущих одна за другой экскурсиях школьников и студентов. И не о постоянно пополняемой экспозиции. В музей то и дело являются будущие экспонаты.

Лев Краснопевцев

- Лев Николаевич, расскажите о приобщении к оживляемой вами истории.

- Я москвич, родился в 1930 году. Окончил исторический факультет МГУ. Изучая российскую историю, я пришел к выводу, что Октябрьская революция является трагической ошибкой, прервавшей естественный ход развития страны. Попытки озвучить этот вывод привели к тому, что в год 40- летия этой революции, в 1957 году, я был арестован. На свободу вышел лишь через десять лет. После этого двадцать лет я историей официально не занимался, работал на заводе. В 1991 году получил возможность вернуться к прерванным занятиям.

- При этом вы несколько сузили масштаб своих научных устремлений - от ниспровержения Октября до меценатства?

- Что сузил - не думаю. Тема российского меценатства, теснейшим образом связанная с историей российского предпринимательства, - одна из актуальнейших. Это связующая нить истинно творческих элементов в нашей истории и в дне нынешнем. Кстати, до недавнего времени гораздо более масштабный интерес к таким фигурам российского предпринимательства и благотворительности, как Рябушинские, Морозовы, Сытины, Алексеевы, наблюдался со стороны зарубежных исследователей, чем отечественных. Такой интерес вполне оправдан. Сам облик нынешней Москвы сформировался усилиями этих и подобных им людей. Они строили основные функциональные здания столицы, создавали в ней совершенную систему социальной помощи, собирались строить метро, делали колоссальные вклады в развитие образования, здравоохранения. Их роль в российской культуре в широком смысле приоткрывается только сейчас. Взять хотя бы династию Гучковых, родоначальник которой, бывший крепостной Федор Алексеевич Гучков, основал в Москве в 1789 году первую мануфактуру. Николай Иванович Гучков, московский градоначальник, фактически ввел в столице всеобщее начальное образование. Трудно найти другую более актуальную фигуру для нынешней политической ситуации и, в частности, российского парламентаризма, чем председатель Госдумы, военный министр Временного правительства Александр Иванович Гучков, олицетворяющий тип жесткого реформатора. Нынешние представители этих и многих других фамилий активно помогают музею. Приносят семейные архивы, документы, фотографии. Наконец, просто делятся воспоминаниями. В последнее время, к примеру, состоялись встречи с сыном Александра Ивановича Гучкова Андреем Александровичем. Он французский гражданин, специалист в области социальных взаимоотношений между трудом и капиталом. Теперь, выйдя на пенсию, разъезжает по всему миру в поисках следов деятельности отца. Побывал уже и в Китае, которому отец помогал противостоять закабалению западных стран, и в Южной Африке, где он сражался на стороне буров. Но, конечно, таких, как в Москве, следов Гучковых больше нигде нет. Запомнилась и семейная встреча с представителями фамилии Варгиных, основатель которой построил Малый театр. Недавно в музее прошла и первая выставка, посвященная современному меценатству. Бытует мнение, что былое меценатство - явление качественно иного плана. Если меценатство - это безвозмездная и бескорыстная помощь, то современное спонсорство - важнейший элемент рекламы. То есть такой вклад, который может вернуться к вкладчику удесятеренным.

Со всей определенностью могу сказать, что и в нашей нынешней жизни меценатство играет все большую и большую роль. Какую? Узнать об этом у самих меценатов в отличие от спонсоров не всегда легко. У Третьякова, кстати, тоже было очень трудно выведать, куда он вкладывал свои капиталы, помимо всем известной галереи его имени. Это объяснялось не только личной скромностью, но и таким сугубо прагматичным обстоятельством, как коммерческая тайна. Лишь после его смерти, по архивным документам удалось установить его истинный вклад в российскую культуру. Лишь из завещания С.Мамонтова прояснились масштабы его вложений. Сейчас меценатское движение набирает силу на самых разных уровнях. Мстислав Ростропович и Галина Вишневская вносят миллионы долларов в российскую медицину, основывают новые и оснащают новым оборудованием и лекарствами старые больницы, вкладывают средства в восстановление храма Христа Спасителя, поддерживают существование консерватории. Только в России ими основано два благотворительных фонда. Впечатляющий памятник современных меценатов - постоянно ими пополняемый Музей личных коллекций. Названия его отделов говорят сами за себя - зал Ильи Зильберштейна, зал Святослава Рихтера... Активно подключается к меценатству и наш бизнес. Есть фирмы, тратящие огромные средства на общественные дела. Как и раньше, информацию о суммах этих затрат получить непросто, но по несколько иным причинам. Думаю, сейчас эта скромность объясняется прежде всего незащищенностью от преступного мира. Когда бизнесмены, как и все граждане, будут чувствовать себя в России в безопасности, этот вклад удвоится.

Газета "Культура" №18 (7129) 21 - 27 мая 1998 г.

Беседу вел Александр ЛЮСЫЙ

К списку новостей...
 

Copyright © Учреждение "Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей"
Powered by Вадим Третьяков