Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей

119049 Москва, ул. Донская, д. 9, стр.1, телефон (499)237-5349



Поиск 
Контакты | Книга отзывов | Помощь Музею 

Афиша





АНОНСЫ
новости Музея, факты события, мероприя- тия, происшествия исторические обстоя- тельства, подробно- сти случаи, вечера, встречи в Музее, новости, обновления сайта     Хроника

Жизнь музейная

Главная
О ком наш музей
Посетителям
Что о нас пишут
Кинозал
Библиотека


Сегодня
27
апреля
2017

"...Рос­сий­ский мужи­чок, вы­рвав­шись из де­рев­ни смо­ло­ду, на­чи­на­ет ско­ла­чи­вать свое бла­го­по­лу­чие бу­ду­ще­го куп­ца или про­мыш­лен­ни­ка в Мос­кве. Он тор­гу­ет сбит­нем на Хит­ро­вом рын­ке, про­да­ет пи­рож­ки на лот­ках, льет ко­ноп­ля­ное ма­сло на гре­чиш­ни­ки, ве­се­ло вы­кри­ки­ва­ет свой то­ва­риш­ко и ко­сым глаз­ком хит­ро на­блю­да­ет за стеж­ка­ми жиз­ни, как и что за­ши­то и что к че­му как при­ши­то. Не­ка­зис­та жизнь для не­го. Он сам за­час­тую но­чу­ет с бро­дя­га­ми на том же Хит­ро­вом рын­ке или на Прес­не, он ест тре­бу­ху в де­ше­вом трак­ти­ре, впри­ку­соч­ку пьет ча­ёк с чер­ным хле­бом. Мерз­нет, го­ло­да­ет, но всег­да ве­сел, не роп­щет и на­де­ет­ся на бу­ду­щее. Его не сму­ща­ет, ка­ким то­ва­ром ему при­хо­дит­ся тор­го­вать, тор­гуя раз­ным. Се­год­ня ико­на­ми, зав­тра чул­ка­ми, пос­ле­зав­тра ян­та­рем, а то и кни­жеч­ка­ми. Та­ким об­ра­зом он де­ла­ет­ся "эко­но­мис­том". А там, глядь, у не­го уже и ла­воч­ка или за­во­дик. А по­том, по­ди, он уже 1-й гиль­дии ку­пец. По­до­жди­те - его стар­ший сы­нок пер­вый по­ку­па­ет Го­ге­нов, пер­вый по­ку­па­ет Пи­кас­со, пер­вый ве­зет в Мос­кву Ма­тис­са. А мы, про­све­щен­ные, смот­рим со сквер­но ра­зи­ну­ты­ми рта­ми на всех не­по­нят­ных еще нам Ма­тис­сов, Ма­не и Ре­нуа­ров и гну­са­во-кри­ти­чес­ки го­во­рим: "Са­мо­дур..." А са­мо­ду­ры тем вре­ме­нем по­ти­хо­неч­ку на­ко­пи­ли чу­дес­ные со­кро­ви­ща ис­кус­ства, со­зда­ли га­ле­реи, му­зеи, пер­во­клас­сные те­ат­ры, на­стро­или боль­ниц и при­ю­тов на всю Мос­кву..."

Ф.И. Шаляпин

ВЯЧЕСЛАВ ТЕНИШЕВ -
предприниматель, ученый, меценат

Дубровский А.М., Исаченко Т.В., Кеня И.А.
«Вячеслав Тенишев - предприниматель, ученый, меценат»

Серия: историко-культурное наследие Брянщины.- Брянск, 2011.- 20 с.

Печатается по инициативе Брянского регионального общественного благотворительного Фонда имени братьев Могилевцевых.

     Очерк посвящен жизни и деятельности известного ученого, предпринимателя и мецената князя В.Н.Тенишева, оставившего свой след в этнографии и социологии, сформировавшего собственную систему воспитания и образования, блестяще воплощенную в знаменитом тенишевском училище Петербурга. Тенишев - один из основателей Брянского машиностроительного завода, добившись успехов на предпринимательской ниве, стал достойным продолжателем дел своих предков по укреплению мощи государства российского.

     Издание продолжает серию очерков, посвященных выдающимся личностям, оставившим значительный след в истории земли брянской.

     Авторы выражают благодарность Смоленскому музею-заповеднику за предоставленные архивные материалы.

     Серия адресуется широкому кругу читателей, интересующихся историко-культурным наследием Брянского и Смоленского края.

«Русский американец» князь Тенишев

     Вячеслав Николаевич Тенишев принадлежал к известному аристократическому роду, ведущему свое происхождение от татарского мурзы Тенишева Кугушева, в 1528 году перешедшего на службу к московскому великому князю Василию III, отцу Ивана Грозного. Служа российским государям, Тенишевы обрусели, приняли христианство, разбавив татарскую кровь многочисленными браками с русскими дворянскими семействами. Прадед В.Н. Тенишева был удостоен княжеского титула «за особые заслуги по укреплению мощи государства Российского». Наиболее известными представителями рода Тенишевых стали князь Дмитрий Васильевич, который в начале XIX века был астраханским губернатором, и князь Николай Иванович Тенишев (1798-1862 гг.), отец Вячеслава, который управлял путями сообщения в Царстве Польском и строил первые железные дороги. Сына воспитал в офицерском духе. Закончив частную гимназию в Москве Вячеслав поступил в Санкт-Петербургский университет, затем был отозван отцом в Варшаву, после чего завершил свое образование, получив диплом инженера путей сообщения в г. Карлсруэ (Германия). Ему не было 20 лет, когда он потерял отца и свою карьеру должен был делать совершенно самостоятельно.

     Свою трудовую деятельность он начал на Московско-Курской и Риго-Орловской железных дорогах. Пользуясь глубокими техническими знаниями и хорошо чувствуя экономическую конъюнктуру, Тенишев стал успешным предпринимателем, достойным продолжателем дел своих предков. В 26 лет он основал свой первый завод - наукоемкое производство на Гутуевском острове в Петербурге, выпускавший лесопильные рамы на паровой тяге и серию машин для производства конструкций железных мостов. В 1872 году Гутуевский завод на Московской политехнической выставке получил Большую золотую медаль за усовершенствование лесопильной машины на двух рамах. В.Н. Тенишев имел предприятия в Ростове-на-Дону, два лесопильных завода и конезавод породистых рысаков в Орловской губернии.

     В июле 1873 г. Тенишев совместно с П.И. Губониным и В.Ф. Голубевым основал «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода». Завод должен был заниматься выплавкой чугуна, выделкой железа и стали, приготовлением из них изделий на продажу, производством всякого рода машин и принадлежностей для железных дорог и судостроения. Предприятие было создано в Бежице, но называлось Брянским заводом. Всю техническую сторону строительства завода взял на себя Тенишев. Летом 1874 г. новое предприятие дало первую продукцию. С течением времени Брянский завод превратился в крупнейшее металлургическое предприятие страны. Губонин, первоначально возглавлявший акционерное общество, по своему образованию не мог оставаться во главе такого сложного предприятия, как Брянский завод. С 1879 года акционерное общество возглавил Тенишев. Ему было тогда 35 лет. Благодаря технической мысли Тенишева продукция завода не знала себе равных, а предприятие развивалось небывало высокими темпами. Почти каждый год на заводе начиналось производство новых изделий. Ряд железных дорог снабжался исключительно рельсами, произведенными на этом заводе. Рельсы были более высокого качества, чем зарубежные. С 1880-х гг. завод стал выпускать броню для броненосцев Черноморского флота. Именно Тенишев убедил Морское министерство отдать заказ на броню не английским производителям, а Брянскому заводу. При испытаниях эта броня, произведенная в Брянске оказалась лучше английской. В 1890-х гг. завод превратился в крупного производителя паровозов и вагонов.

     В 1882 г. Брянский завод первым в России получил право изображать на своих изделиях государственный герб. В начале XX века правительственная комиссия во Франции признала, что Брянский завод стоит наравне с лучшими предприятиями Западной Европы.

     В 1895 году при содействии администрации Брянского завода Вячеслав Николаевич организовал на своем предприятии кооператив рабочих и служащих - «Общество потребителей». Этот кооператив через свою торговлю снабжал продуктами работников завода.

     Не принимая непосредственного участия в предпринимательской деятельности, князь как деловой человек, постоянно участвовал в деловых операциях, вкладывая капиталы в различные предприятия: в завод по выпуску сельскохозяйственной техники в Петербурге, был членом совета Петербургского международного банка. Вся деятельность Тенишева продиктована заботой о поддержке русских инженеров и изобретателей, об устранении зависимости русской промышленности от иностранных фирм. Как организатор производства он ориентировался на новейшие технические достижения, на инженерное творчество. Его заводы предоставляли свою продукцию на различные выставки, получали награды за технические достижения.

     Князь Тенишев стал одним из самых видных коммерсантов нового, европейского типа. Расчет, сметливость, какое-то особое везение, объединившись с оригинальным научным подходом, своеобразной организацией труда, свойственным крупнейшим мировым фирмам того времени привели к тому, что современники называли князя «русским американцем». Тенишев один из первых поверил в будущность автомобиля, в конце XIX века приобрел машину в Париже за 1000 рублей золотом. Так в Смоленске появился первый автомобиль фирмы «Renault» вместе с шофером французом.

     У князя был открытый, общительный характер. Художник и искусствовед Александр Бенуа, бывший одно время составителем и хранителем собрания живописи княгини, оставил в своих воспоминаниях портрет Тенишева: «Ничего «княжеского» ни в наружности, ни в манерах, ни во вкусах у Вячеслава Николаевича не было. Широкое «квадратное» лицо с негустой белокурой бородой было самое простецкое, «мужицкое». Он похож на русского мужика, находили французы, да и широкоплечая, приземистая фигура скорее подходила для какого-нибудь торговца из Апраксина рынка, нежели для особы, украшенной титулом. Впрочем, будучи вполне достоверным князем, он все же не принадлежал к высшему обществу и тем менее к придворному кругу. Это был характерно русский self-made man, собственным умом и смекалкой составивший себе огромное состояние и продолжавший его с успехом увеличивать посредством всяких деловых операций и индустриальных предприятий... То, что не поддается простейшему «научному» объяснению, что не отвечает практической полезности, отбрасывалось Тенишевым как нечто лишнее и даже вредное".

     Первой женой князя стала Анна Дмитриевна Замятина, дочь действительного статского советника, члена Императорского совета, министра юстиции Д.Н Замятина. Выгодный брак способствовал становлению Вячеслава Николаевича на ниве предпринимательской жизни, однако не принес личного счастья. Не помогло установлению теплых семейных отношений рождение в 1878 г. сына Вячеслава. Этот брак длился почти 16 лет, но только встретив в петербургском музыкальном салоне Марию Клавдиевну Пятковскую, Вячеслав Николаевич решился на развод. Второй раз он женился «по любви», «безумной страсти», как отмечали все мемуаристы. Княгиня Те-нишева дала своему супругу такую характеристику: «Это был человек с железной волей, сильный духом. Он мягко, без малейшего усилия умел заставить говорить и делать, что хотел. Его считали крупным дельцом, умным, решительным человеком, создавшим много крупных коммерческих предприятий, между прочим, он был душой и организатором акционерного общества Брянских заводов. В обращении он был добродушен, в манерах, туалете - более чем прост. Меня подкупало в нем то, что он был совершенно несветский, серьезный, образованный человек, любил и понимал музыку, что с ним можно было говорить, но более всего - его сильный, независимый характер. Для него не существовало ни предрассудков, ни препятствий в достижении раз поставленной цели. Редкий тип человека, настоящий самородок!».

     В 1895 году князь Тенишев отошел от дел Брянского завода, продал свое имение (Хотылево) и решил посвятить себя научным занятиям. К этому времени состояние В.Н. Тенишева было миллионным, это позволило ему удалиться от дел и заняться научным трудом, общественно-полезной и благотворительной деятельностью.

Педагогическая деятельность князя Тенишева

     Педагогическую и меценатскую деятельность с Вячеславом Николаевичем разделила его жена Мария Клавдиевна. Началом этой совместной деятельности стала Бежица, где находились заводы князя. При поддержке князя княгиня Тенишева открыла при заводе ремесленно- духовное училище на 60 человек, позднее для него было построено новое двухэтажное каменное здание, ремесленную школу для девочек. В селе Хотылево была создана школа для сельских детей. Княгиня полностью поддерживала взгляды Тенишева на реорганизацию образования в России, от школьного до высшего. Вместе им удалось создать стройную педагогическую систему, которая была воплощена в программах самых различных учебных заведений, открытых в Петербурге, Брянске, Смоленске. Анализ сохранившихся архивных документов от Устава и расписания уроков до бухгалтерских и педагогических отчётов, даёт возможность выделить четыре основных принципа педагогической системы князей Тенишевых:

  • жизнь человека богатой и счастливой может сделать только хорошее образование;
  • индивидуальный характер образования проявляется в учете личных способностей и интересов ученика, выявлении его природного таланта;
  • любое знание должно носить прикладной характер;
  • образование должно быть доступно любому человеку, желающему учиться.

     Тенишев был глубоко убеждён, что самое большое количество умных формул в голове ребёнка не сделает его богатым и счастливым, если он не сможет применить их в жизни. В учебных заведениях князей Тенишевых сироты и дети из бедных семей принимались в первую очередь и на полное обеспечение.

     Энергия князя В.Н. Тенишева была направлена на практические, реальные задачи, связанные с воспитанием молодого поколения, сумевшего достойно применить свои знания в практической деятельности. Человек предприимчивый, с широким кругозором и крепкими связями в верхах, Тенишев был заинтересован в развитии коммерческого образования в России, мечтал о собственном учебном заведении, соответствовавшим его идеалам. Вячеслава Николаевича интересовали две очень важные проблемы - проблема воспитания и образования молодежи и проблема управления производственными кадрами, производительными силами общества. Эти сложные вопросы являлись для князя не только предметом теоретического осмысления, но и реального воплощения в жизнь.

     Его педагогическая концепция была успешно реализована в создании привилегированного учебного заведения Общеобразовательной школы князя В.Н. Тенишева. В 1896 году Тенишев открывает школу, а в 1900 г. преобразовывает ее в училище. На улице Моховой он строит два здания для училища по самым высоким стандартам того времени, соединив два больших корпуса стеклянной галереей и оранжереей с диковинными растениями. В училище были: собственная обсерватория, две библиотеки, насчитывающие свыше шести тысяч томов, класс естествознания с амфитеатром и столами для самостоятельной работы. На воплощение своей идеи князь потратил 1,5 млн.руб., ежегодные дотации на содержание зданий и оплату труда преподавателей составили 50 тыс.рублей. В основе учебного процесса были принципы, отстаиваемые Тенишевым: отсутствие принуждения и обучение реальным знаниям, которые могут пригодиться в жизни, соответствие получаемых сведений возрастным и физическим особенностям ребят.

     Программа была рассчитана на 8 лет. В училище принимали мальчиков любого сословия, национальности и вероисповедания, способных внести плату за обучение. Училище давало коммерческие и общеобразовательные знания. В училище преподавались химия, физика, немецкий и английский языки, законоведение, поощрялось написание рефератов на общественные и гражданские темы, участие в литературных и исторических диспутах, занятия спортом. Занятия органично продолжали экскурсии - ближние (по Петербургу и его окрестностям) и дальние (в Крым, на Урал, в Прибалтику и даже Швецию), причем особое место занимали историко-литературные поездки. Кроме того, регулярно проходили экскурсии на фабрики и заводы, где ребят знакомили с технологией и организацией производства. Большое внимание уделялось физической подготовке учащихся, посреди учебного дня проводились игры на свежем воздухе в течении часа. Переводных экзаменов и отметок в училище не было. Училище подчинялось не Министерству просвещения, а Министерству финансов.

     На открытии училища присутствовал министр финансов С.Ю. Витте. В училище Тенишева обучались будущие великие писатели и поэты Владимир Набоков и Осип Мандельштам, будущий академик Дмитрий Лихачев, писатель и литературовед Ираклий Андронников. Ростки духовности, пожалуй, самое ценное, что вынесли из стен Тенишевского училища его ученики благодаря усилиям его создателя и уникальной для того времени школьной атмосфере, где главным было стремление педагогов отдать все свои силы воспитанию гармоничной личности.

Научная деятельность князя Тенишева

     Научные интересы Тенишева лежали в области этнографии и социологии. Над программой этнографических исследований князь работал в Смоленске. Князь Тенишев был убеждён, что многонациональное Российское государство сможет сохранить своё единство только тогда, когда каждый живущий в ней народ сохранит свой язык, самобытную культуру, связь со своими корнями. Инженер по образованию, Вячеслав Николаевич очень много времени и средств уделял изучению и развитию сельского хозяйства. Результатом этнографических исследований стали труды, направленные на улучшение правового положения крестьянства. Под влиянием этнографической деятельности князя сформировались взгляды его жены Марии Клавдиевны в ее педагогической и собирательской деятельности, что отразилось в теоретической основе формирования этнографической части коллекции музея «Русская старина», в котором собран целый пласт культурного наследия - народное искусство более чем за пять столетий. Князь справедливо замечал, что исследованию социологических вопросов правительство не уделяет должного вниманиям».

     Этим вопросам он посвятил книгу «Деятельность человека», первое издание которой вышло в свет в 1897 году в Петербурге, а уже через год - второе исправленное и дополненное. В своей книге князь размышлял о том, как объяснить поведение человека и предугадать его поведение в обычных или экстремальных ситуациях. Книга начинается с исследования потребностей человека, с его отношения к внешнему миру. Одна из глав была посвящена изучению человеческой деятельности. В последней главе на примере эскимосов автор показывал практическое применение своей исследовательской программы. Он надеялся, что социологические и этнографические исследования помогут разобраться в сложном мире человеческого общения. Каждому администратору необходимо знать и иметь сведения о поведении и поступках управляемых им людей. Исследования поступков и поведения людей разных классов позволят предвидеть последствия многих событий, введения новых законов и постановлений власти. Социологические исследования необходимы и в реальной практической деятельности многих людей. Врачу надо знать образ жизни своих пациентов, учителю нужно учитывать ту среду, в которой живут его ученики. В связи с этими идеями Тенишев решил организовать собирание сведений о жизни самой большой части населения России - крестьянства.

     В 1898 году он организовал для этого Этнографическое бюро в Петербурге. Это было коммерческое предприятие, состоящее из заведующего - этнографа А.А.Чарушина и 11 сотрудников. Этнографическое бюро обратилось за помощью ко всем желающим собирать материалы о крестьянах, откликнулись 350 человек из 24 губерний. Бюро разработало программу всестороннего исследования жизни русских крестьян. Используя принцип материальной заинтересованности, Тенишев добился того, что сведения, присылаемые ему в Петербург, были достаточно достоверными, они подтверждались копиями договоров, расписками и прочим. За два года удалось собрать огромный и уникальный по своему значению материал. Ответы на 2500 вопросов позволили составить полную картину социально-экономической жизни крестьянства Центральной губернии Европейской России в конце XIX века. За весь период работы в «Этнографическое бюро» поступили 3492 рукописи из 23 губерний Европейской России, в том числе и материалы из Орловской губернии, в составе которой находился Брянский край. Князем на это научное предприятие было израсходовано около 200'000 рублей, сумма по тем временам весьма значительная. Кроме сбора материалов о жизни и настроениях крестьянства, Этнографическое бюро выпускало книги по близкой к этим исследованиям тематике: крестьянскому фольклору и народной медицине. На основе материала, собранного Этнографическим бюро, Тенишев предложил издать труд «Быт великорусских крестьян-землепашцев», к сожалению, смерть князя помешала воплотиться этому замыслу.

     Заслуги Тенишева в развитии социологии были признаны на международном уровне. В декабре 1899 года он был избран членом Интернационального социологического института и членом Парижского социологического общества. Часто бывая в Париже, князь постоянно присутствовал на заседаниях этого общества, выступал на обсуждениях докладов и научных сообщений.

     Вышедшие в Париже в 1900 году критические заметки французских ученых на книгу В.Н. Тенишева «Деятельность человека» - свидетельство яркого и неподдельного интереса к научным изысканиям князя.

     Занятия В.Н. Тенишева оказали заметное влияние на его сына от первого брака Вячеслава. B.В Тенишев с 1905 года начал обрабатывать материалы о крестьянской жизни, собранные в Этнографическом бюро своего отца. В 1907 году в Брянске вышла в свет книга Вячеслава Тенишева «Правосудие в русском крестьянском быту». Осенью 1907 года В.В. Тенишев был избран депутатом III Государственной Думы, где представлял интересы Брянска и Брянского уезда. Продолжая традиции отца, В.В. Тенишев заботился о поддержке образования, за что получил благодарность Брянской Городской Думы. Перу В.В.Тенишева принадлежат труды по юриспруденции и международному праву.

Тенишев - комиссар русского павильона выставки в Париже

     В ноябре 1895 года Россия дала Франции положительный ответ на участие во всемирной выставке, главной целью которой стала демонстрация различных достижений ведущих государств мира в области науки, искусства, промышленного развития. Устройство было поручено Министерству финансов, возглавляемому С.Ю.Витте. Именно по предложению Витте в 1897 году В.Н. Тенишев был назначен Генеральным Комиссаром Парижской выставки 1900 г. На долю устроителей русского отдела выпала почетная и весьма непростая обязанность - быть посредниками во всех организационных и финансовых делах между французским правительством и своим собственным. Тенишев вместе со своими помощниками побывал в Москве, Киеве, Варшаве. В 42 городах были даны объявления о сборе экспонатов, которые согласились представить 3500 предпринимателей. Среди них были такие промышленные гиганты: Путиловский завод, Брянский железоделательный и Дятьковский хрустальный заводы. Финансирование выставки наряду с государством осуществлялось промышленниками и меценатами братьями Крестниковскими, Н.Л.Шустовым, А.И.Путиловым.

     Тенишеву приходилось координировать работу поставщиков, подрядчиков и рабочих, управлять сложным механизмом выставочного комплекса. Благодаря огромной энергии князя Тенишева и таланту приглашенного им главного художника экспозиции Константина Коровина Русский отдел пользовался у посетителей большой популярностью.

     Замысел устроить Москву в сердце Франции блестяще воплотился в жизнь. Посетители, попадая в Русский павильон, оказывались в русском ресторане, во дворе играл оркестр русских народных инструментов, свое искусство демонстрировали народные умельцы. Для лучшего знакомства посетителей выставки с достижениями России к концу XIX века Комиссией по созданию русского отдела было осуществлено издание брошюр «Каталог русского отдела», «Путеводитель по русскому отделу».

     Выставка в Париже проходила с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Ее символом стала встреча нового XX века. За семь месяцев выставку посетили более 50 млн. человек. Свои экспозиции в 18 тематических отделах представили 35 стран, представившие 75'000 экспонатов. Устроив свои национальные павильоны, они показали, что отличает данную страну от других стран. На участие в Парижской выставке Россия затратила 5226'895 рублей. Стремясь собрать как можно больше интересных экспонатов, русское правительство утвердило для участников выставки ряд льгот: бесплатное предоставление помещений на выставке, принятие за счет казны расходов по пересылке экспонатов, устройству и убранству русского отдела. Благодаря дружественным отношениям России и Франции российская экспозиционная площадь составила 24 тыс. м². Для достижения единства в художественном оформлении экспозиционных витрин их рисунок должен был представляться на рассмотрение и утверждение Генерального Комиссара. Нужно было обладать связями в правительственных кругах Франции, политическим тактом, чутьем, знанием ситуации, энергией, чтобы добиться для России приличного места для размещения экспозиции.

     Многие журналисты, писавшие об этом событии, отмечали удачное расположение Русского отдела на возвышении, у дворца Трокадеро, где хорошо вписывались в пейзаж постройки, спроектированные Коровиным и построенные в виде Кремля. Внутри кремлевских стен было представлено зодчество русской старины: дом, сени, терем, церковь. Внутри этих помещений были экспонаты русского народного быта, церковная утварь. Коровину хотелось подчеркнуть полет фантазии народных мастеров и отношение русского человека к природе. Это сочетание сказки и реальности, вымысла и правды придавало русскому отделу особое очарование. По воспоминаниям посетителей выставки от него веяло чем-то настоящим, русским, былинным. Кроме собственных отделов в общих выставочных сооружениях были построены здания для отдельных типично русских экспонатов. Главным из них был Павильон Русских Окраин, в котором насчитывалось 28 огромных панно на темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайго Севера. Большинство из них принадлежало кисти Коровина.

     Рядом с Павильоном располагалась вереница небольших деревянных построек и деревянная церковь, названная «Русской деревней», где располагался Кустарный отдел. Коровин получил орден Почетного легиона за оформление экспозиции. Княгиня М.К. Тенишева подготовила для парижской выставки группу балалаек прекрасной работы, расписанных Врубелем, Коровиным, Малютиным.

     Особое внимание князь Тенишев уделял всему, что связано с техникой, так как это составляло предмет его особой гордости.

     Главной движущей силой промышленного развития России второй половины XIX в. было строительство железных дорог. Посетители Всемирной Парижской выставки были удивлены брянским паровозом Н № 850 с шестью движущимися осями и сочлененной рамой. Тогда это был самый мощный локомотив в мире. М.А. Орлов в обзоре Парижской выставки отмечал: «Русский отдел дает французской печати повод говорить о громадном промышленном и торговом прогрессе России, о новой промышленной державе, об империи, которая стоит на одном уровне с самыми цивилизованными народами». В отчете о выставке В.Н. Тенишев написал пророческие слова: «Конечно, русская мощь и без выставки известна всему свету. Но всякому стало ясно, что Россия работает и добывает почти все нужное у себя дома и поэтому меньше нуждается в заграничном привозе. Пресса восторженно отозвалась о русском отделе, французская газета «Liberte» писала: «Мы находимся еще под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела». За свою экспозицию Россия получила 1589 наград, из них 370 золотых медалей. Выставка стала отправной точкой для дальнейшего совершенствования учеными своих изобретений и всемирного признания экономической мощи России. По инициативе Тенишева после продажи части экспонатов с выставки деньги были направлены в Дом призрения бедных детей.

     Усилия князя В.Н. Тенишева по организации выставки были по достоинству вознаграждены.

     Николай II в 1900 году пожаловал Тенишеву звание камергера двора его Императорского величества. Французское правительство наградило князя орденом Почетного легиона второй степени. Всемирная выставка стала триумфом Тенишева, укрепила его авторитет в правительстве и при дворе.

     Заканчивая в Париже демонтаж русского отдела, князь не предполагал, что в этом городе он окончит свои земные дела. Тенишев умер от сердечной болезни в гостинице «Риц» на Вандомской площади 25 апреля 1903 года. Франция устроила пышные похороны русскому князю, который в жизни предпочитал простоту, скромность, демократичность. Через месяц тело князя перевезли в Россию, где оно было захоронено 24 мая в крипте недостроенного Храма Святого Духа в Талашкине...

     Вячеслав Николаевич вписал свой имя в российскую науку и культуру. Книги и исследования В.Н. Тенишева, открыв новые важные направления в науке, не потеряли своей актуальности в наши дни.

     Благие дела князя Тенишева ожидают продолжения. В имении Тенишевых в Талашкино (Смоленская обл.) уже много лет работает музей, посвященный их деятельности. С 2003 года Этнографический музей в Петербурге начал издавать многотомное собрание материалов Этнографического бюро князя Тенишева. К настоящему времени выпущено 6 томов. Все это внушает надежду на то, что идеи и проекты В.Н. Тенишева найдут достойное место и воплощение в современном мире.

К списку новостей...
 

Copyright © Учреждение "Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей"
Powered by Вадим Третьяков