Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей

119049 Москва, ул. Донская, д. 9, стр.1, телефон (499)237-5349



Поиск 
Контакты | Книга отзывов | Помощь Музею 

Афиша





АНОНСЫ
новости Музея, факты события, мероприя- тия, происшествия исторические обстоя- тельства, подробно- сти случаи, вечера, встречи в Музее, новости, обновления сайта     Хроника

Жизнь музейная

Главная
О ком наш музей
Посетителям
Что о нас пишут
Кинозал
Библиотека


Сегодня
24
июня
2017

204 года с начала Отечественной войны 1812 года

"...Рос­сий­ский мужи­чок, вы­рвав­шись из де­рев­ни смо­ло­ду, на­чи­на­ет ско­ла­чи­вать свое бла­го­по­лу­чие бу­ду­ще­го куп­ца или про­мыш­лен­ни­ка в Мос­кве. Он тор­гу­ет сбит­нем на Хит­ро­вом рын­ке, про­да­ет пи­рож­ки на лот­ках, льет ко­ноп­ля­ное ма­сло на гре­чиш­ни­ки, ве­се­ло вы­кри­ки­ва­ет свой то­ва­риш­ко и ко­сым глаз­ком хит­ро на­блю­да­ет за стеж­ка­ми жиз­ни, как и что за­ши­то и что к че­му как при­ши­то. Не­ка­зис­та жизнь для не­го. Он сам за­час­тую но­чу­ет с бро­дя­га­ми на том же Хит­ро­вом рын­ке или на Прес­не, он ест тре­бу­ху в де­ше­вом трак­ти­ре, впри­ку­соч­ку пьет ча­ёк с чер­ным хле­бом. Мерз­нет, го­ло­да­ет, но всег­да ве­сел, не роп­щет и на­де­ет­ся на бу­ду­щее. Его не сму­ща­ет, ка­ким то­ва­ром ему при­хо­дит­ся тор­го­вать, тор­гуя раз­ным. Се­год­ня ико­на­ми, зав­тра чул­ка­ми, пос­ле­зав­тра ян­та­рем, а то и кни­жеч­ка­ми. Та­ким об­ра­зом он де­ла­ет­ся "эко­но­мис­том". А там, глядь, у не­го уже и ла­воч­ка или за­во­дик. А по­том, по­ди, он уже 1-й гиль­дии ку­пец. По­до­жди­те - его стар­ший сы­нок пер­вый по­ку­па­ет Го­ге­нов, пер­вый по­ку­па­ет Пи­кас­со, пер­вый ве­зет в Мос­кву Ма­тис­са. А мы, про­све­щен­ные, смот­рим со сквер­но ра­зи­ну­ты­ми рта­ми на всех не­по­нят­ных еще нам Ма­тис­сов, Ма­не и Ре­нуа­ров и гну­са­во-кри­ти­чес­ки го­во­рим: "Са­мо­дур..." А са­мо­ду­ры тем вре­ме­нем по­ти­хо­неч­ку на­ко­пи­ли чу­дес­ные со­кро­ви­ща ис­кус­ства, со­зда­ли га­ле­реи, му­зеи, пер­во­клас­сные те­ат­ры, на­стро­или боль­ниц и при­ю­тов на всю Мос­кву..."

Ф.И. Шаляпин

13 мая 2017 г.

Лекция из цикла к 100-летию событий 1917 года: «Ке фер? Фер-то ке?»: русская военная эмиграция и культура Русского Зарубежья 1920-40 гг.

 

«Рассказывали мне: вышел русский генерал-беженец на Плас де ла Конкорд, посмотрел по сторонам, глянул на небо, на площадь, на дома, на пёструю говорливую толпу, почесал переносицу и сказал с чувством:

– Всё это, конечно, хорошо, господа! Очень даже хорошо. А вот…ке фер? Фер-то ке?»

Теффи «Ке фер?»



Этот отрывок из рассказа русской писательницы Теффи (Надежды Лохвицкой) как нельзя лучше подходит к теме нашей сегодняшней беседы о вкладе российской военной эмиграции в литературу и культуру Русского Зарубежья.

Культурный феномен российской эмиграции в Европе межвоенного периода трудно переоценить. Вечные русские вопросы «что делать?» и «кто виноват?» приобрели для наших бывших соотечественников на чужбине особенную актуальность.

«Первая волна» эмиграции стремилась к сохранению всех особенностей русского дореволюционного общества. За рубежом выходили русские газеты и журналы, были открыты школы, университеты, военные училища, действовала Русская Православная Церковь. Но положение беженцев было трагическим. В прошлом - потеря семьи, родины, социального статуса, рухнувший в небытие уклад, в настоящем - жестокая необходимость вживаться в чуждую действительность, зарабатывать на жизнь.

Особенно трагично складывались судьбы бывших русских военных, которые не имели ни гражданской профессии, ни навыков, необходимых для устройства собственного мирного быта в чужой стране. Занятые ежедневной борьбой за выживание, они часто не имели возможности активно участвовать в культурной жизни Зарубежной России. Покупка книг и газет, посещение концертов, выставок, театральных постановок для многих стали непозволительной роскошью. Тем не менее, военная эмиграция внесла свой неоспоримый вклад в развитие русской культуры за рубежом.

Военные авторы оставили потомкам целый ряд мемуарных, публицистических, художественных произведений. Военные организации и на чужбине свято хранили память о традициях старой русской армии, создавая военно-исторические общества и музеи, сохранившие до наших дней вывезенные из России реликвии воинских подразделений. Работая в качестве статистов и художественных консультантов на европейских киностудиях, создавая русские казачьи цирки, бывшие солдаты и офицеры белых армий внесли свою лепту в развитие европейского кинематографа и циркового искусства 1920-30 гг.

В данной лекции мы будем говорить:

  1. о комплексе военно-мемуарной и публицистической литературы, созданной бывшими военачальниками и просто воинами белых армий в эмигрантский период (А.И.Деникин, П.Н. Врангель, Н.Н.Головин, Б.А. Штейфон, Е.К.Миллер, А.В.Туркул и др.).

  2. о творчестве казачьих поэтов (Н. Туроверов, В.Смоленский, П.Поляков), авторах художественных и художественно-публицистических произведений (П.Н.Краснов, Ф.И.Елисеев);

  3. о музеях полковых объединений и периодической печати русского военного зарубежья;

  4. о вкладе русской военной эмиграции в развитие циркового искусства и европейского кинематографа 1920-30 годов.

Начало лекции в 15 часов; стоимость билета 300 рублей.

Елена Широкова

Автор лекций – Широкова Елена Александровна, историк, архивист, литератор.

Закончила Историко-архивный институт Российского гуманитарного университета (РГГУ), С 1998 по 2002 год – сотрудник РГГУ. Имеет ряд исторических публикаций (журналы «Родина», «Новый исторический вестник»), постоянный автор историко-публицистических статей и материалов на интернет-ресурсах, посвящённых истории России, Белому движению и музеям города Москвы.

Постоянный автор статей на исторические темы для сайта Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей.

К списку новостей...
 

Copyright © Учреждение "Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей"
Powered by Вадим Третьяков