Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей

119049 Москва, ул. Донская, д. 9, стр.1, телефон (499)237-5349



Поиск 
Контакты | Книга отзывов | Помощь Музею 

Афиша





АНОНСЫ
новости Музея, факты события, мероприя- тия, происшествия исторические обстоя- тельства, подробно- сти случаи, вечера, встречи в Музее, новости, обновления сайта     Хроника

Жизнь музейная

Главная
О ком наш музей
Посетителям
Что о нас пишут
Кинозал
Библиотека


Сегодня
24
ноября
2017

136 лет со дня рождения А.Г.Уфимцева

"...Рос­сий­ский мужи­чок, вы­рвав­шись из де­рев­ни смо­ло­ду, на­чи­на­ет ско­ла­чи­вать свое бла­го­по­лу­чие бу­ду­ще­го куп­ца или про­мыш­лен­ни­ка в Мос­кве. Он тор­гу­ет сбит­нем на Хит­ро­вом рын­ке, про­да­ет пи­рож­ки на лот­ках, льет ко­ноп­ля­ное ма­сло на гре­чиш­ни­ки, ве­се­ло вы­кри­ки­ва­ет свой то­ва­риш­ко и ко­сым глаз­ком хит­ро на­блю­да­ет за стеж­ка­ми жиз­ни, как и что за­ши­то и что к че­му как при­ши­то. Не­ка­зис­та жизнь для не­го. Он сам за­час­тую но­чу­ет с бро­дя­га­ми на том же Хит­ро­вом рын­ке или на Прес­не, он ест тре­бу­ху в де­ше­вом трак­ти­ре, впри­ку­соч­ку пьет ча­ёк с чер­ным хле­бом. Мерз­нет, го­ло­да­ет, но всег­да ве­сел, не роп­щет и на­де­ет­ся на бу­ду­щее. Его не сму­ща­ет, ка­ким то­ва­ром ему при­хо­дит­ся тор­го­вать, тор­гуя раз­ным. Се­год­ня ико­на­ми, зав­тра чул­ка­ми, пос­ле­зав­тра ян­та­рем, а то и кни­жеч­ка­ми. Та­ким об­ра­зом он де­ла­ет­ся "эко­но­мис­том". А там, глядь, у не­го уже и ла­воч­ка или за­во­дик. А по­том, по­ди, он уже 1-й гиль­дии ку­пец. По­до­жди­те - его стар­ший сы­нок пер­вый по­ку­па­ет Го­ге­нов, пер­вый по­ку­па­ет Пи­кас­со, пер­вый ве­зет в Мос­кву Ма­тис­са. А мы, про­све­щен­ные, смот­рим со сквер­но ра­зи­ну­ты­ми рта­ми на всех не­по­нят­ных еще нам Ма­тис­сов, Ма­не и Ре­нуа­ров и гну­са­во-кри­ти­чес­ки го­во­рим: "Са­мо­дур..." А са­мо­ду­ры тем вре­ме­нем по­ти­хо­неч­ку на­ко­пи­ли чу­дес­ные со­кро­ви­ща ис­кус­ства, со­зда­ли га­ле­реи, му­зеи, пер­во­клас­сные те­ат­ры, на­стро­или боль­ниц и при­ю­тов на всю Мос­кву..."

Ф.И. Шаляпин

Вчера (04 ноября) 5 ноября Завтра (06 ноября)

 

78 лет со дня премьеры "Чапаева"

     5 ноября 1934 года в Ленинградском кинотеатре «Титан» состоялась премьера фильма "Чапаев".

История создания фильма

по материалам rian.ru

     Режиссеры-однофамильцы Сергей и Георгий Васильевы до того, как приступить к "Чапаеву", уже сняли две полнометражные картины – "Подвиг во льдах" и "Спящая красавица".

     В 1932 году режиссеры заинтересовались повестью Дмитрия Фурманова "Чапаев", которую переписала для кинематографа его жена Анна. Однако ни сам первоисточник, ни текст супруги Фурманова не устраивали режиссеров полностью. И в итоге Васильевы сильно изменили оригинал, добавив в него новых героев.

     Найти актера на роль Василия Ивановича Чапаева было не так-то просто. Сначала роль прочили Николаю Баталову, игравшему в фильмах "Мать" и "Путевка в жизнь". Однако актер сам от нее отказался: то ли от большой занятости, то ли из-за темы гражданской войны, которая успела ему сильно надоесть.

     В итоге на роль Чапаева утвердили внешне похожего на Баталова актера – Василия Ванина. Но с первых же дней работы режиссерам показалось, что актер не справляется с поставленной перед ним задачей, и его решили заменить. "Ванин сильно переживал", - рассказал "Комсомольской правде" актер Павел Винник.

     Искать черты Чапаева в других актерах Васильевым активно помогал исполнитель роли Петьки – Борис Бабочкин. "Я только уговаривал Васильевых не делать ошибки в выборе актера на эту роль..., - рассказывал актер. - Доказывая им негодность некоторых кандидатур, я без всякой задней мысли в качестве аргументов предъявлял Васильевым такие черты этого актера, что они просили меня попробовать грим. Я надел шапку и наклеил усы...", - приводит слова Бабочкина энциклопедия на "Академике".

     В пользу Бабочкина говорил и тот факт, что в прошлом он служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта, в состав которой входила 25-я Чапаевская дивизия. "То, что я не встречал живого Чапаева, мне кажется случайностью... Может, я и встречал его, только не знал, кто это... Я пел те же песни, которые пел Чапаев, знал тот простой и колоритный язык, умел носить папаху так, чтобы она неизвестно на чем держалась", - говорил он.

     Для роли Бабочкину пришлось пожертвовать здоровьем. Сцену, в которой он тонет, переплывая реку, снимали много раз, несмотря на то, что вода весной была ледяная. Согреваться актеру приходилось водкой, что в итоге вылилось в страшную язву.

     Роль Петьки после Бабочкина перешла Якову Гудкину. Но и он, подобно Ванину, не угодил требовательным режиссерам. И тогда на съемочную площадку привели Леонида Кмита. В актерской среде появились слухи, что Кмит "подсидел" Гудкина, и за это его после "Чапаева" перестали приглашать режиссеры.

     Между тем, актер Игорь Старыгин утверждал, что причиной невезения Кмита был его нос: "Кмиту не нравился его большой, с горбинкой нос, который он исправил хирургическим путем, заметьте, это в те советские годы! Увы, с исправленным носом, как говорят, он перестал интересовать режиссеров, и звездных ролей у него уже не было".

     Анка-пулеметчица

     Единственная роль, которая не вызывала никаких споров у режиссеров, это роль Анки. Ее в фильме исполняла Варвара Мясникова. Мало кто знает, что эта же актриса впоследствии снялась в роли доброй феи в знаменитом фильме по сценарию Евгения Шварца "Золушка".

     По легенде, сам Сталин пожелал, чтобы в будущем фильме непременно была любовная линия, которая могла показать роль женщины на войне. Для этого режиссерам пришлось наделить Анку более весомой ролью в фильме, чем в книге.

     Поскольку в Чапаевской дивизии романы были под запретом, найти похожую историю было непросто. И тогда режиссеры вспомнили случай, как санитарка дивизии Мария Попова попыталась спасти раненого старика-пулеметчика, но тот вместо того, чтобы ползти к лазарету, велел ей стрелять из пулемета.

     Считается, что Анкой боевую подругу Петьки назвали в честь вдовы Фурманова.

     Три финала

     Братья Васильевы, ожидая многочисленные замечания критиков, решили подстраховаться и сняли целых три варианта финала. В первом – Чапаев тонет, пытаясь переплыть Урал. Во втором - войска красных маршируют по освобожденному Лбищенску. Картину дополняют слова Чапаева, сказанные раненым Анке и Петьке: "Счастливые, говорю, вы с Петькой. Молодые. Вся жизнь впереди".

     Третий финал снимали в яблоневом саду города Гори, на родине Сталина. Анка играет с детьми, рядом - Петька, который уже возглавляет стрелковую дивизию. И вновь - голос Чапаева: "Вот поженитесь, работать вместе будете. Война кончится, великолепная будет жизнь. Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!"

     В итоге, два последних финала отвергли: было решено, что после смерти Чапаева говорить ни о чем уже нельзя.

     Приговор Сталина

     Васильевы надеялись, что их фильм станет подарком советским зрителям к ноябрьским праздникам, но все могло изменить одно слово Сталина. Иосиф Виссарионович смотрел "Чапаева" вместе с Политбюро вечером 4 ноября.

     Командовавший тогда культурой Борис Шумяцкий пристально смотрел за тем, как Сталин реагирует на фильм. Сначала все были напуганы: Сталин сурово глядел на экран но, увидев, как в одной сцене Чапаев спрашивает Фурманова: "А как думает комиссар?" - вождь понимающе отметил: "Это он его прощупывает".

     На этом наблюдения Шумяцкого не закончились. В своем дневнике он пишет, что фильм настолько понравился Сталину, что он стал смотреть его так часто, как только мог. К 9 марта 1936 года он пересмотрел фильм 38 раз. В точности не удалось подсчитать, когда фильм надоел вождю, поскольку Шумяцкого вскоре арестовали и расстреляли.

Борис Бабочкин:
Борис Бабочкин

Борис Бабочкин

Бабочкин служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта, в состав которой входила 25-я Чапаевская дивизия. "То, что я не встречал живого Чапаева, мне кажется случайностью... Может, я и встречал его, только не знал, кто это... Я пел те же песни, которые пел Чапаев, знал тот простой и колоритный язык, умел носить папаху так, чтобы она неизвестно на чем держалась", - говорил он.

Борис Бабочкин в роли Чапаева и Леонид Кмит в роли Петьки:
Борис Бабочкин и Леонид Кмит


Единственная роль, которая не вызывала никаких споров у режиссеров, это роль Анки. Ее в фильме исполняла Варвара Мясникова. Мало кто знает, что эта же актриса впоследствии снялась в роли доброй феи в знаменитом фильме по сценарию Евгения Шварца "Золушка". Варвара Мясникова в роли Феи
Варвара Мясникова в роли Анки

Источник Чапаев.ру

 

Copyright © Учреждение "Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей"
Powered by Вадим Третьяков